Cui prodest?
В названии статьи не случайно латинское изречение, а перевод простой: «кому выгодно?»
Попробуем разобраться, поверхностно конечно, кому и что выгодно в отрасли автозвука.
Сначала действующие лица, обычно это покупатель-клиент, продавец и установщик, бывают ещё разные вариации с добавлением каких-то промежуточных сервисных единиц, но это основная тройка, интересующая нас сейчас.
Теперь надо разобраться какие цели преследует каждый из трёх.
Во-первых, клиент:
Он хочет купить хорошие компоненты и хорошо их установить, а главное, чтобы это всё оправдало ожидания, когда он начнёт пользоваться системой, и вот ещё самое главное, чтобы ценник был удобным. Вроде бы все основные моменты поместились в одно предложение.
Во-вторых, продавец, у него «хотелок» больше:
- Продать много и дороже
- Возможно, продать застоявшиеся позиции
- Отправить купившего на такой установочный сервис, откуда не возникнет возврата или обмена. Это может быть или очень хорошая студия, или очень «подвальный» вариант, когда клиент постыдится возвращать, то, что осталось от его компонентов.
- Чтобы клиент вернулся. Этот пункт не самый главный поверьте, и, уж точно, зависит от количества проданного неликвида и цены.
Третий участник это мастер, который ставит, и желания у него вполне обычные:
- Заработать денег. В отличие от продавца не любой ценой, потому что он находится в этой цепочке дольше с клиентом, и именно этот человек будет вам сдавать конечный продукт.
- Не затянуть время установки, потому что время это деньги, и никто ему доплачивать не будет.
- Сделать надёжно, чтобы потом не тратить время на переделку.
- Чтобы клиент вернулся, здесь этот пункт очень даже важен мастеру, в отличие от продавца.
Бывает ещё один вариант, это когда клиент покупает технику на студии. Для пользователя этот вариант самый лучший. Многие, приходя в такое место, думают, что их будут нещадно «грузить» на количество техники и её стоимость, и очень сильно заблуждаются.
Объясняю по пунктам:
«Грузить» на количество техники никто не будет, потому что:
1) Надо самим это ставить, а это дополнительные затраты времени. «Долгострои» установщики не любят. Лучше короткие проекты, с малым количеством компонентов.
2) Надо будет сдавать итоговый звук самим, потому что некого обвинить в плохом подборе техники
3) Цена всего комплекта, а самое главное, его итоговое звучание, должны соответствовать желанию заказчика. Нельзя сказать: «Вам продали не то, что вы хотели».
В итоге могу дать простой и действенный совет:
Слушайте аудиотехнику в сделанных автомобилях, не надо слушать советы "диванных эхпертов".
ТОП 5 фраз от клиентов с пояснениями:
«Я не аудиофил, мне нужны средние динамики». Клиент боится, что ему продадут дорогие компоненты или возьмут лишние деньги. Зачем такая скрытность? Огласите нужный бюджет и требования, в хорошем месте вас поймут, тем более есть сайт с ценами, гугл и т.д. И, скорее всего, если вы пришли в конкретное место, то имели какие-то причины, например совет друга или портфолио работ.
«Мне не надо на соревнования». Знаете, я открою вам тайну, никому туда не надо, обычный установщик хочет сделать работу и пойти домой к семье. Если вы не хотели этого в предыдущем разговоре, то зачем об этом говорить? Если вы боитесь, что вас будут «грузить» , почитайте выше, там есть ответ на этот "страх".
«Я не хочу, чтобы сабвуфер долбил». Эта фраза произошла от всеобщего извращённого представления, что автозвук это дебилы на ржавых вёдрах в 4 утра с громкохрипящим псевдорэпом из открытых дверей. Это не верно, вы же не приравниваете барабанщика в оркестре и обезьяну с палкой в зоопарке? И там и там палка, но разница, в чьих руках.
«Мне нужен мягкий бас/мягкий верх/мягкий низ/мягкая середина». Тут надо понять, откуда такой странный запрос, ведь звучание или нравится, или не нравится. Возможно, у клиента был неудачный опыт с плохой системой, а точнее с подбором или установкой. Не стоит проецировать этот негатив на другого специалиста, лучше постарайтесь сравнить нужное вам звучание с чем то, с аудиосистемой дома или у друга в машине, попросите послушать студийную машину, чтобы был реальный пример, отправная точка.
«Я хочу хороший звук, но не хочу ставить саб, потому что он занимает место в багажнике».
Тут надо разграничить, может быть три смысла у этой фразы:
1) Клиент пользовался автомобилем со скрыто установленными сабами и считает, что они не нужны. Такое бывает с бывшими владельцами БМВ, пересевшими на другие автомобили.
2) Клиент в прошлом имел саб в виде большого ящика или видел их в других машинах, и действительно не хочет загромождать багажное отделение. Можно показать много мест в любом авто, которые мало или совсем не используются. Это могут быть ниши под или за сиденьями, за обшивками багажника, крыльные арки и т.д.
3) Клиент знает о скрытых сабах типа «стелс», но сомневается, что это возможно в его автомобиле или считает это очень дорогостоящим продуктом. Тут можно разложить все «за» и «против», всегда возможно скомпенсировать стоимость работ и стоимость техники и получить удобный вариант.